|
|
ПЛАТОЧКОНОШЕНИЕ И ДЛИННОЮБКОНОШЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ
|
|
В традиции иконописи принято изображать людей в одеждах той эпох и социального положения в какой они жили: воина изображают в доспехах и с оружием, правителя - с атрибутами царской власти на одежде, монаха - в монашеском облачении. Икона - не картина и обладает рядом особенностей изображения, такими как обратная перспектива, несоответствие пропорций и
освещения и другие. Но несмотря на это - они точно передают основные черты внешности человека. |
ЧАСТЬ 1:
ПЛАТОЧКОНОШЕНИЕ ЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
Платочконошение для замужних женщин имеет Библейское обоснование. Жена покрывает голову как символ власти мужа над собой.
... и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.(1Кор.11:9-10) |
|
святые мученики Адриан и Наталия Никодимские (+ 304г.) |
Примеры такого платочконошения мы видим на иконах где изображены благочестивые супруги: мученики Адриан и Наталия и святые благоверные князья Петр и Феврония
Обратите внимание, разные эпохи, разные страны, а жены одеты в длинную одежду и с покрытой головой. Обратите так же внимание на то, как прочно завязан платочек (вернее - праплаточек), не то что у современных прихожанок - просто брошен на макушку и при поясном поклоне падает.
PS Святым мученикам Адриану и Наталии и благоверным князьям Петру и Февронии молятся как покровителям супружества. |
|
|
святые благоверные князь Петр и святая благоверная княгиня Феврония Муромские (+ 1228г.) |
ЧАСТЬ 2: ПЛАТОЧКОНОШЕНИЕ НЕЗАМУЖНИХ ДЕВИЦ
Платочконошение незамужних дев не имеет Библейского основание, поэтому некоторые безумные девы отвергают его. Чем то они уподобляются первым протестантам - Лютеру и Кальвину, которые в борьбе с безобразиями, творимыми Римскими Папами решили бороться с папизмом, отвергнув все священное предание, и признавая только Священное Писание. Вероятно, они полагали, что
Библия упала с неба и до них ни кто не сохранил чистоту христианской веры. Не буду приводить аргументы православия против лютеранства, выражу только православную позицию, что Божественное откровение выражено не только в священном писании но и в священном предании. Без священного предания не было бы и Библии, ибо в разных книгах того времени писалось об одних событиях совершенно разное: одни писали что
Христос воскрес, другие - что нет, по одни писали что Мария родила от Святого Духа, другие что от Иосифа и даже от римского легионера. Священное предание не только отделила неканонические книги - апокрифы от Библии но и донесла до нас другие благочестивые таинства, обряды и традиции такие как: крестное знамение, иконопись, богослужения, ношение нательного креста, длинноюбконошение и платочконошение.
Давайте посмотрим на иконы святых дев, не познавших мужа, и сделаем вывод об их одежде. |
|
Мученица Евгения (+262) Рим
|
Мученица Татиана (+225) Рим Мученица Варвара (+311) Рим
|
Муч. Екатерина (+305) Александрия
|
Незамужние девы - В ПЛАТОЧКАХ !!! Святых Дев довольно много, не для всех есть иконы, но которых я видела - у всех благочестивая одежда. Если икона в полный рост - отчетлива видна длинная юбка (вернее та одежда, которая в те времена ее заменяла) и всегда покрытая голова.
Таким образом традиции православной иконописи отвергают мнение некоторых современных учителей, допускающих бесплаточное состояние девиц не просто в миру, но и даже в храме, и даже в церковном хоре на клиросе. А чтобы окончательно добить лукавых учителей, которые увидев в моей подборке большинство мучениц раннего христианства будут утверждать, что русские
женщины - самостоятельные и не обязаны подражать кому либо - приведу в пример Пресвятую Богородицу и Приснодеву (т.е. всегда бывшую и оставшуюся девой) и Матерь Бога нашего Марию. Уж она то, Которая как ни кто другой была близка к Богу, и многие религиозные обряды были ей не обязательны - что мы видим? |
ЧАСТЬ 3: ПЛАТОЧКОНОШЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Примечание: Тот, кто говорит: Икона Валаамской Божьей Матери, Икона Казанской Божьей матери, Икона Владимирской Божьей Матери - попадает под анафему! Божья Матерь - одна - мать Господа
Иисуса Христа. Существуют разные ее святые изображения - иконы. И нет в православных храмах ни языческих богов тех или иных земель и городов (Валаам, Казань, Владимир) ни их матерей. |
Валаамская икона Божьей Матери
|
Благовещение Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица - в платочке !!! |
Иверская Икона Божьей Матери
|
ЧАСТЬ 4: ПЛАТОЧКОНОШЕНИЕ РАЗВЕДЕННЫХ И ВДОВИЦ
Некоторые лукаво толкуют Библейскую фразу: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. (Рим.7:2,3)
применительно к платочконошению. О платочконошении замужних женщин мы уже говорили. Так освобождает ли смерть мужа жену от платочконошения? |
|
Княгиня Елизавета
Новомученица
_
после того, как ее муж был взорван террористом взяла на себя подвиг служения людям в делах милосердия. Приняла мучиническую смерть от мятежников-революционеров
|
Блаженная Ксения Петербургская
-
После смерти мужа взяла на себя подвиг юродства.
|
Мученица Фотиния (Светлана)
-
По преданию - это та Самарянка, с которой беседовал Христос у колодца. У нее было более 5и мужей.
|
Таким образом мы видим, что православная иконопись говорит что платочконошение не прекращается с прекращением супружества. Вероятно в благочестии есть нечто большее, чем покрывать голову в знак покорности мужу. |
Разведенные и вдовицы - в платочках !!! ЧАСТЬ 5: ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ - ПЛАТОЧКОЗАМЕНИТЕЛИ и ПЛАТОЧКОЭМУЛЯТОРЫ
Многие женщины ходят в храм Божий с чистой совестью и с покрытой головой. Вот только чем эта голова покрыта? Чем только не покрыта! Это и всякие шапочки, и полиэтиленовые пакеты, и капюшоны от куртки, и треуголки из газеты и даже - сопливые носовые платки. Благочестиво ли это? Давайте посмотрим, как изображают на иконах женщин в головных уборах.
Наиболее распространенный для женщин на иконах головной убор - это корона. Посмотрим, как ее одевают: вместо платочка или поверх платочка? |
|
Гефсимано-Черниговская икона Божьей Матери. Корона у Христа - на колове, у Божьей Матери - поверх платка.
|
Икона Божьей Матери "Достойно есть"
У Божьей Матери - корона поверх платочка, а у Христа - непосредственно на голове.
|
Икона Божьей Матери - "Державная"
По преданию после убиения законного императора Николая-2 Царский трон заняла Пресвятая Богородица, чтобы не допустить больших беззаконий, чем были в советское время
|
Царица Небесная показала, как надосовмещать платок и корону.
А вот как носили корону Святые Царицы земные: |
Равноапостольная княгиня Ольга.
Пусть не в короне, а в теплой княжеской шапочке :-)
Но шапочка эта - поверх платочка!
|
Равноапостальная Царица Елена
|
Царица Тамара.
Корона надета поверх платочка
|
Сестры!
Подражайте не шпане из модных журналов и телепередач, не непросвещенным подругам по учебе и работе, а царицам земным и Царице небесной. Носите платочки! А вот вам смайлик в подарок:
Э(:-)< - Девица Платочковица примеряет на себя корону. Корона носится поверх платочка
!!! ЧАСТЬ 6: БЕЗ ПЛАТКА ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
Некоторые лукавые жены и девы оправдывают свое хождение в храм без платочка своим состоянием здоровья. Давайте посмотрим на иконы. |
|
Трудно найти более тяжкоболящую женщину, чем святая блаженная Матрона Московская. Она родилась слепой. С детства у нее отнялись ноги, она не могла ходить даже в храм. Жила в СССР, умерла в 1952году. Т.е. почти наша современница. При таком тяжелом состоянии здоровья - она первая, кто может претендовать на право неношения платка. Если бы
она воспользовалась этим правом - это наверняка отразилось бы на ее изображении на иконе. Но, как вы видите - она в платочке. |
Удивительно, но большинство тех, кто ходит находится в храме без платка - церковные певчие. Церковный хор символизирует ангелов, славящих Бога, поэтому должны подавать пример благочестивого внешнего вида. Так чем же больны эти певчие, что неспособны носить платок? Болезни эти не телесные, а духовные. Приведу несколько советов, для настоятеля, чтобы
исцелить болящих. 1) Диагноз: Фиксация платком речевого аппарата.
Больная говорит: "Мне платок мешает петь. Сдавливает шею, мешает открывать рот..."
Лечение: Объясните, что это влияние беса, который не дает петь. Чтобы прогнать беса - велите больной надеть платок, и тихо подойдите к ней сзади и вылейте за воротник 0.5 стакана святой воды. И она сама удивится каким громким и звонким сразу станет ее голос. 2) Диагноз: стыдливое покраснение лица
Больная говорит: "Я неловко чувствую себя в платке. Стесняюсь, краснею."
Лечение: Помогает трудотерапия. Дайте ей послушание вышить на своем платочке орнамент или рисунок в красных тонах. Будет очень идти к покраснению. А если перестанет краснеть - все равно будет красиво. 3) Диагноз: Платочечная недостаточность (острая или хроническая)
Больная говорит: "У меня нет платочка потому что... /разнообразные по интересу и убедительности оправдание/..."
Лечение: Наложите на больную епитимью (строгость в зависимости от тяжести заболевания) но не для наказания, а для исцеления и на голову наложите платочек. Епитимья и платочкотерапия - лучшее лекарство. 4) Диагноз: Перегрев головы.
Больная говорит: "Мне в платочке жарко..."
Лечение: Тонкий платочек ни когда не вызывает перегрев головы. Посмотрите на арабов - они наоборот при жаре надевают на голову весьма толстый и плотный головной убор. Жар вызывает бес, тем, что медленно тащит жертву в адский пламень. Лучше всего прогнать беса при помощи святой воды. Если вылитый за воротник стакан святой воды не поможет - необходимо полное погружение в святой источник. Время года не важно.
В крайнем случае - обливание большим количеством святой воды. 5) Диагноз. Воспаление лживости.
Больная говорит: "Мне старец разрешил в храме не носить платочек."
Лечение: Березовая каша, т.е. массаж нижнего полушария головного мозга при помощи березовых прутьев.
Примечание: Старец может быть позволил один раз войти в храм без платочка и даже причастил. О дальнейшем платочконошении в храме разговора не было. Подразумевалось, что став христианкой будет соблюдать правила поведения в храме. А то, что девица пытается истолковать слова старца по своему - есть лукавство - не прямая ложь, а ложь хитросплетенная. Тут уже слова вразумления плохо помогают, а
березовая каша - в самый раз. |
ЧАСТЬ 7: ИСКЛЮЧЕНИЯ. БЕСПЛАТОЧНИЦЫ НА ИКОНАХ! Исключения не отвергают правила, а подтверждают их. |
Святые Царственные страстотерпцы: Царь Николай, Царица Александра, Царевич Алексий, Царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия.
Обратите внимание - старшие дочери - в платочках, а младшие - без платочков. И все - в длинных юбках.
|
Святые мученицы Вера Надежда Любовь и матерь их София
Обратите внимание: мать в платочке, а дочери - нет.
Вероятно по своей детской чистоте отроковиц изображают подобно ангелам - т.е. с непокрытой головой. Однако, длинные юбки ни кто не отменял!
Но это мое мнение, пусть специалисты по иконописи меня поправят.
|
Возникает вопрос, почему же тогда наши батюшки просят и отроковицам быть в храме в платочке. Ну, во первых это благочестивая традиция. А во вторых, почему то и отроковицы грешат не меньше чем взрослые женщины. Вот у меня рядом с домом детский сад. Так бывает летом в открытое окно слышно как матерятся дети. Бывает что даже в воскресную школу девочки
приходят с накрашенными ногтями, губами и глазами. Батюшка, таких конечно же сразу гонит вон, но в каком же виде эти отроковицы дома и в школе? Так что даже если и позволительно чистой как ангел отроковице в храме быть без платочка - то ведь где же таких взять? А если и найдется такая - то скорее всего она подобно Богородице, которая честнейшая херувим
и славнейшая без сравнения серафим, оказавшись в храме первым делом покроет свою голову платочком из смирения, а ни как не будет хвастаться своей ангельской чистотой. Ну вот на этом и хотелось бы закончить мое маленькое исследование отражения традиций платочконошения в православной иконописи. |
|
|
|
|
НАДЕНЬ ПЛАТОК, ПЛАТОЧКОВИЦА!
ДУРНА ЛИ ЖИЗНЬ, ИЛЬ ХОРОША...
СТРЕМИТСЯ К ГОСПОДУ ДУША -
В ПЛАТОЧКЕ ЖЕНСКАЯ ДУША:
НОСИТЬ ПЛАТОК -
БЛАГОЧЕСТИВО!!! |
|
|
|
|
|